Рельсы на железной дороге регулярно подвергаются серьезной нагрузке. Их необходимо подвергать процедуре восстановления - происходит износ изделий. Сегодня широко применяется технология ремонта рельсов, разработанная еще в позапрошлом веке. Наплавка с помощью дуговой сварки имеет ряд недостатков, в частности - методика не позволяет полностью устранять дефекты поверхности.
Альтернатива сварке
Недавно был разработан новый способ восстановления рельсов с помощью наплавки лазером. В лазерной наплавке применяется метод рассеяния нейтронов. Так удается нанести на поверхность нержавеющую сталь, специальный сплав. Причем материал равномерно распределяется по поверхности. Сплав можно наносить в несколько слоев. Используя такую технологию, можно добиться равномерного распределения материала и устранения всех появившихся в процессе эксплуатации дефектов.
При наплавке создается меньше остаточных напряжений, технология оказывает минимальное влияет на материал рельса. Нейтроны проникают глубоко в металл. Метод идеально подходит для быстрого ремонта железнодорожных путей.
Преимущества метода
Технология отличается мобильностью, надежностью, простотой. Продлевается срок службы рельсов на железной дороге. Сокращается количество случаев, когда рельсы требуют замены, что обычно означает проведение капитального ремонта. Используя разработанный метод, можно избавиться от следов износа на длительный срок.
Специалисты пока не могут в полной мере оценить преимущества технологии - она не была внедрена повсеместно. Способ испытали локально, однако его достоинства не вызывают сомнений. Лазерная наплавка в ближайшее время может полностью вытеснить наплавку дуговой сваркой. Дуговая наплавка используется уже более 110 лет и морально устарела. Однако ее не спешили заменить на новые методы, потому что железнодорожная сфера отличается консервативностью. Если что-то работает, это не нуждается в модернизации. К тому же достойной альтернативы наплавке дуговой сваркой просто не было.
Сегодня альтернатива найдена. Для ее внедрения может потребоваться до 10 лет. Скорее всего, даже по истечении этого срока на отдельных участках железной дороги будет использоваться старая технология. Однако новый метод реставрации рельсов будет преобладать там, где полотно относительно новое.